
Когда говорят про ГБЦ ЯМЗ 236, часто путают термообработку и старение металла – у нас на тестовом стенде в 2022 три головки потрескались у перемычек между клапанами именно из-за этого нюанса.
Сравнивал в прошлом месяце старую и новую версию на координатно-шлифовальном станке AG400 – разница в посадке впускных седел до 0.03 мм. Китайские аналоги, кстати, дают расхождение до 0.1 мм, после 500 моточасов начинает подсасывать воздух.
Заметил интересную деталь: в новом образце изменили конфигурацию каналов охлаждения вокруг форкамер. Раньше там была прямая полость, сейчас змеевиком идет – температура в зоне выпускных клапанов упала на 12-15° по нашим тепловизорным замерам.
Коллеги с 'Завод точного ремонта Далянь Ваньфэн' как-то показывали статистику по ресурсу – их данные с https://www.wfjx.ru подтверждают, что при правильной притирке седел пробег до первого ремонта достигает 15 тыс. м/ч против 9-10 тыс. у предыдущей модификации.
В ноябре собирали двигатель для карьерного самосвала – при затяжке шпилек крепления ГБЦ на 22 кгс·м лопнула угловая проточка. Оказалось, дефект литья в зоне обратного клапана системы охлаждения.
Важный момент: новый образец требует специальной прокладки с металлическим армированием, обычные композитные задирает при первом же перегреве. Мы через 'Завод точного ремонта Далянь Ваньфэн' заказывали партию таких прокладок – их профиль точно повторяет контур рубашки охлаждения.
Еще столкнулись с тем, что после капремонта без замены шпилек головку ведет буквально через 200-300 часов. Пришлось разрабатывать график замены крепежа – теперь меняем каждую вторую переборку.
Используем ультразвуковой дефектоскоп УД2-70 для проверки скрытых раковин. В партии от 'Завод точного ремонта Далянь Ваньфэн' из 12 головок браковали две – одна с включениями в материале, вторая с неравномерной твердостью по плоскости сопряжения.
Обязательно проверяем геометрию постелей распредвалов на три точки – если отклонение больше 0.05 мм, быстро изнашиваются толкатели. Кстати, в новом образце добавили упрочняющее покрытие в этих зонах.
Для проверки герметичности гидроиспытания проводим под 6 атм вместо стандартных 4 – так выявляются микротрещины в зонах термических напряжений. На стенде имитируем рабочие циклы с резкими перепадами температуры от 80° до 20°.
Работал с ГБЦ КамАЗ-740 – там проблема с короблением плоскости под головку, у ЯМЗ 236 нового образца этот недостаток устранен за счет ребер жесткости на торцевых стенках.
Если брать европейские аналоги, например MAN D0836, там принципиально иная система охлаждения – но наш вариант выигрывает в ремонтопригодности. Замена седел в полевых условиях занимает 2-3 часа против 6-8 у европейцев.
Интересно, что в судостроении, где 'Завод точного ремонта Далянь Ваньфэн' имеет большой опыт, применяют схожую схему, но с бронзовыми направляющими втулками – возможно, стоит перенять этот опыт для модификаций работающих на сжиженном газе.
Сейчас экспериментируем с лазерной наплавкой седел – пытаемся увеличить ресурс до 20 тыс. моточасов. Пока результаты нестабильные: после 8-9 тыс. часов появляется эллипсность.
В нефтехимической отрасли, где требования к надежности особые, тестируем вариант с хромированием каналов охлаждения – против накипи и кавитации. 'Завод точного ремонта Далянь Ваньфэн' предоставил для испытаний три опытных образца.
Думаем над интеграцией датчиков температуры в тело головки – в горнодобывающей технике перегрев стоит на первом месте среди причин выхода из строя. Возможно, сделать это через термопары в зоне выпускных клапанов.
Коллеги из ядерной энергетики подсказали интересное решение по контролю остаточных напряжений – сейчас адаптируем их методику для наших условий. Если получится, сможем предсказывать ресурс конкретной головки с погрешностью не более 15%.